Половина коррупционных нарушений в сфере образования совершается при финансировании дошкольных организаций
13.12.2016
943 Просмотров

Половина коррупционных нарушений в сфере образования совершается при финансировании дошкольных организаций

nur.kz

nur.kz

50 процентов коррупционных правонарушений в сфере образования совершаются при финансировании дошкольных организаций, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции.

Согласно результатам социологических исследований, сфера образования занимает высокое место по индексу восприятия коррупции в Казахстане.

«Проведенный анализ показал, что в основном они связаны с хищением, злоупотреблением должностными полномочиями, взяточничеством и служебным подлогом. К примеру, в Махтааральском районе Южно-Казахстанской области выявлены факты хищений бюджетных средств в размере более 100 миллионов тенге при реализации госпрограмм «Балапан» и «Развитие образования на 2016-2019 годы», — говорится в пресс-релизе ведомства.

Сообщается, что акимы сельских округов Алиев, Ибрагимов, Калдыбаев, Туршаев, Еримбетов, Бектурсынов, Сатыбалдиев состояли в сговоре с руководителями аффилированных дошкольных учреждений, искусственно увеличив количество воспитанников, перечисляли на их содержание денежные средства, которые впоследствии расхищались.

По данным ведомства, только за период с 2013 по 2015 год выявлено свыше тысячи детей, одновременно числящихся в нескольких дошкольных учреждениях. Наряду с этим выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических норм, практически все детсады не соответствовали установленным требованиям, использовались подложные заключения санитарно-эпидемиологических органов, что в конечном итоге поставило под угрозу жизни и здоровье детей.

«Аналогичные коррупционные преступления пресечены в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской и Костанайской областях. Анализ показал, что основной причиной совершения этих и других преступлений послужило несовершенство правовых механизмов реализации программ. Так, на сегодняшний день отсутствуют единые подходы при размещении госзаказа в дошкольных организациях, что позволяет должностным лицам местных исполнительных органов по своему усмотрению определять порядок конкурсного отбора», — добавили в агентстве.

Также, согласно сообщению ведомства, не регламентированы правовой статус и состав комиссии, порядок ее создания, а также механизмы проведения конкурсов. «К примеру, в Костанае приказ о создании конкурсной комиссии по размещению госзаказа в дошкольных организациях подписан руководителем отдела образования города. При этом в его состав включены исключительно должностные лица отдела без участия общественности и депутатов. Такая ситуация сложилась и в других регионах страны, где составы комиссий утверждаются руководителями различных уровней», — рассказали в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.

Прямой контакт населения с услугодателями способствует системным нарушениям прав граждан и является причиной совершения коррупционных правонарушений, — считают в ведомстве.

«В настоящее время постановка ребенка в очередь автоматизирована через веб-портал «Электронного правительства» либо Государственную корпорацию «Правительство для граждан», которые выполняют лишь посредническую функцию. Список до сих пор формируется и контролируется территориальными подразделениями образования и сельскими акимами самостоятельно, что дает им возможность злоупотреблять должностными полномочиями», — сообщает ведомство.

Озвучили и тему «поборов» в учреждениях образования. Так, на сегодняшний день в детских садах и школах активно функционируют «родительские комитеты», которые занимаются организационными вопросами, в том числе сбором денежных средств. При этом цели, сроки и размеры сборов устанавливаются по усмотрению работников организаций образования», — заключили в Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции.

В этой связи агентство настоятельно рекомендует Министерству образования и науки и местным исполнительным органам разработать единый нормативный правовой акт, регламентирующий порядок размещения государственного образовательного заказа, планирования и финансирования дошкольного воспитания и обучения, кардинально пересмотреть механизмы формирования списка очередности в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев максимальную прозрачность и исключение возможности манипулировать внесенными данными, оказывать государственные услуги в сфере дошкольного образования только в электронной форме, публиковать на своих сайтах полную информацию о финансировании учреждений образования, рассмотреть вопрос об упразднении родительских комитетов с активной и широкой реализацией института попечительских советов, а также в целях исключения выявленных коррупционных рисков, повышения качества и конкурентоспособности национального образования, систематизации норм права разработать и принять Кодекс об образовании.

Вам также могут понравиться